Результаты поиска:

Законодательство — МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 13 сентября 2007 г. N 03-11-04/2/224

Вопрос: ТСЖ, находящееся в г. Пятигорске, применяет УСН (объект налогообложения - доходы). Включается ли в налоговую базу по УСН плата членов ТСЖ за содержание и ремонт жилого помещения, плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества? Кто является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, находящегося под домом? Имеют ли право на льготу по земельному налогу инвалиды II группы?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 

ПИСЬМО

от 13 сентября 2007 г. N 03-11-04/2/224

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения упрощенной системы налогообложения и уплаты земельного налога товариществом собственников жилья и сообщает следующее.

По вопросу применения упрощенной системы налогообложения.

Правовое положение и основы деятельности товариществ собственников жилья регламентируются в настоящее время Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и иными правовыми актами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, регулирующим соответствующие правоотношения.

Товариществом собственников жилья, как это установлено ст. 135 ЖК РФ, признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Из положений указанных выше законодательных актов следует, что на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), являющегося высшим органом управления ТСЖ, в товариществе могут устанавливаться обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов товарищества, а также могут образовываться специальные фонды товарищества, расходуемые на предусмотренные уставом цели, включая восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования.

Статьями 153 и 154 ЖК РФ на членов ТСЖ возложена обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.

При этом ст. 155 ЖК РФ установлено, что члены ТСЖ вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ.

Таким образом, жилищное законодательство Российской Федерации предусматривает обязанность участия членов ТСЖ своими средствами в реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома, форма которого в зависимости от решения, принятого органом управления ТСЖ, может квалифицироваться как плата за жилое помещение и коммунальные услуги либо как взносы членов ТСЖ, направляемые на установленные цели.

Некоммерческие организации, в том числе ТСЖ, при условии соблюдения ограничений, установленных п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), вправе перейти на применение упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Кодекса налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются соответственно исходя из положений ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

В частности, в соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях в виде вступительных взносов, членских взносов, паевых вкладов, а также пожертвований, признаваемых таковыми в соответствии с ГК РФ, не учитываются при определении налоговой базы. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Гражданское законодательство и законодательство, регулирующее порядок образования имущества потребительских кооперативов, не запрещает потребительским кооперативам предусматривать в уставах помимо вступительных и паевых взносов, являющихся в соответствии с законодательством обязательными для данной правовой формы организации, и иные источники формирования имущества кооператива, включая целевые взносы своих членов.

Вместе с тем в целях ст. 251 Кодекса целевыми, не учитываемыми при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, признаются только вступительные и членские взносы и паевые вклады в некоммерческие организации, к которым рассматриваемые выше платежи членов ТСЖ не относятся.

Исходя из изложенного, плата членов ТСЖ за содержание и ремонт жилого помещения, плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги квалифицируется в качестве выручки (доходов) от реализации работ, услуг и, соответственно, учитывается ТСЖ при определении налоговой базы.

Одновременно сообщаем, что Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено внесение изменения в пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса, согласно которому с 1 января 2008 г. при формировании налоговой базы не будут учитываться отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами. Положения пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса в новой редакции распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Поскольку ст. 251 Кодекса содержит ссылки на другие статьи гл. 25 Кодекса, указанные статьи должны применяться налогоплательщиками, перешедшими на применение упрощенной системы налогообложения, в том случае, если нормы этих статей не противоречат другим положениям гл. 26.2 Кодекса. В этой связи полагаем, что положения новой редакции пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса распространяются и на указанных налогоплательщиков.

Таким образом, ТСЖ вправе при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по итогам налогового периода за 2007 г. произвести перерасчет налоговой базы исходя из того, что денежные средства, отчисляемые членами ТСЖ на проведение ремонта или капитального ремонта общего имущества, в качестве доходов не учитываются.

По вопросу уплаты земельного налога.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно ст. 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, т.е. правообладатели земельных участков.

Пунктом 5 ст. 391 Кодекса определены категории налогоплательщиков - физических лиц, для которых на федеральном уровне предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. в отношении земельных участков, находящихся в их собственности. К таким налогоплательщикам, в частности, отнесены инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности.

При этом уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 6 ст. 391 Кодекса).

Кроме того, согласно п. 2 ст. 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

С 1 января 2007 г. на территории г. Пятигорска земельный налог установлен Решением Думы г. Пятигорска Ставропольского края от 29.11.2006 N 50-6 ГД "Об установлении земельного налога с 1 января 2007 года на территории муниципального образования город-курорт Пятигорск в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому от уплаты земельного налога освобождены инвалиды всех групп и степеней.

Кроме того, обращаем внимание, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (п. 4 ст. 391 Кодекса). При этом уплата земельного налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, производится на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Порядок определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в долевой собственности, установлен ст. 392 Кодекса во взаимосвязи с п. 1 ст. 37 ЖК РФ.

Учитывая изложенное и принимая во внимание положения ст. 388 Кодекса, ТСЖ, не являющиеся собственниками жилых или нежилых помещений в многоквартирном доме, налогоплательщиками земельного налога не признаются.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

13.09.2007